Свет в телевизионных студиях

Эволюция телевидения по пути от электронной передачи изображений к массовым коммуникациям и творческой среде потребовала разработки совершенно нового подхода к разработке систем артистического студийного освещения. Несмотря на то, что основы телевизионного освещения построены на базовых принципах фотосъемки, они эволюционировали в гораздо более динамичную форму, чтобы удовлетворить потребности этой исключительно требовательной к освещению среды.

Первоначальное требование заключалось в простом обеспечении достаточного освещение объекта съемки. Однако, времена черно-белой картинки из студии давно прошли. В современных реалиях века технического совершенства необходимо получить и передать изображение с высоким качеством передачи перешло. Фактически, сегодня телевидение стало художественным средством в равной степени благодаря разработке и надлежащему применению соответствующих осветительных приборов и систем управления, а также благодаря усовершенствованию камер.

В настоящее время улучшенные медиаформаты, включая 4K, только увеличивают потребность в безупречном освещении.

Типы освещения телестудий

В среднестатистической современной телевизионной студии, как правило используются следующие основные типы освещения.

Ключевой свет

Ключевой свет является основным источником освещения объекта съемки в студии. Благодаря двум важным конструктивным особенностям, стандартными источниками ключевого света являются прожекторы с линзами Френеля.

Во-первых, управление лучом такого прожектора позволяет создавать как узкий световой поток, так и широко расфокусированную сцену. Эта адаптируемая функция фокусировки света позволяет точно контролировать зону охвата и изменять уровень интенсивности без изменения монтажного положения светильника. Форму светового луча можно дополнительно регулировать с помощью щитков на прожекторе.

Во-вторых, благодаря своей системе линз Френеля, прожектор создает луч с мягкими краями, который легко сочетается с другими источниками света, освещающими объект съемки и съемочную площадку. Получаемый в итоге луч с мягкими краями является одним из наиболее важных в освещении телевизионной студии.

типы освещения студий

Подсветка

Подсветка используется для отделения объекта съемки от фона, создавая таким образом иллюзию глубины. Расположенную над плоскостью камеры и непосредственно за объектом подсветку необходимо устанавливать осторожно, чтобы избежать попадания прямого света на объектив камеры и не создавать нежелательных световых пятен и теней на съемочной площадке. Поскольку к подсветке предъявляются точно такие же требования по управлению и фокусировке, что и к ключевому свету, обычно в роли ее также выступает прожектор с линзой Френеля.

Базовый свет

Базовый свет задает общий уровень освещенности на студийной площадке. Прожектор - наиболее часто используемая система для создания базового освещения. Обычно, источники базового света являются устройствами большой мощности, в которых достаточно проблематично управлять фокусировкой. При этом должно создаваться световое поле с мягкими краями, чтобы можно было легко смешивать свет от нескольких таких источников. При необходимости базовый свет также может быть использован для создания нужной цветовой гаммы на съемочной площадке. В идеальном случае источник базового света должен иметь регулируемый механизм фокусировки, обеспечивающий определенный контроль за распространением луча.

Заполняющий свет

Термины "базовый свет" и "заполняющий свет" практически взаимозаменяемы. Однако, источники заполняющего света являются вторичными. Они обеспечивают рассеянный свет, аналогичный базовому, перекрывают и растушевывают тени, создаваемые источниками основного света, а также уменьшают чрезмерную контрастность.

Освещение декораций и циклорам

Декорации и циклорамы предназначены для создания плавного освещения на заднем плане. Собственно, циклорама и создает плавный задний фон. Этот тип света используются для усиления уровня фоновой освещенности, для балансировки изображения, а также для того, чтобы вписать задний фон в общую обстановку или создать особое настроение. При индивидуальном подключении нескольких блоков определенного цвета и управляемых с помощью диммеров, циклорамы могут создавать множество возможных оттенков за счет эффективного смешивания цветов, тем самым создавая тонкие вариации в общем дизайне освещения любой декорации.

Световые эффекты

Световые эффекты создают проецируемые изображения на объект или фон, чтобы добавить интереса или создать особое настроение. Наиболее часто используемым устройством для этой цели является контурный прожектор. Он состоит из источника сконцентрированного света высокой мощности, прецизионной линзовой системы, использующей линзы с различными фокусными расстояниями, четырехсторонних рамочных жалюзи и прорезей для паттерна, позволяющих разместить его внутри “рамок” светильника для наиболее эффективной проекции. Эти устройства могут быть установлены на определенной площади и обеспечивают четкую проекцию узора, необходимую для снижения общего уровня освещенности.

Размещение источников света

схема освещения телестудии

В большинстве случаев базовой схемой освещения телевизионной студии является расположение источников света треугольником (рис. 1).

Если источник, создающий подсветку, расположен непосредственно позади объекта съемки и над ним, а камера направлена непосредственно на объект съемки, источник ключевого света располагается под углом 45 градусов к объекту съемки и под углом 45 градусов над плоскостью камеры.

Источник заполняющего света расположен напротив источника ключевого света под меньшим углом, хотя иногда он может располагаться прямо на объекте съемки. Тем не менее, четкого правила относительно точного расположения ключевого и заполняющего света относительно боковой поверхности объекта съемки не существует - это полностью зависит от решения режиссера по освещению и расположения камер. Окончательное расположение этих двух источников зависит от характера объекта съемки и желаемого конечного эффекта.

Для обеспечения максимальной эффекта, подсветка должна располагаться на расстоянии от 60° до 75° над горизонталью, позади объекта съемки (рис. 2). Такой угол позволяет нежелательным теням выпадать из зоны обзора камеры. Объект съемки всегда должен находиться минимум в 1 метре перед декорациями заднего фона. По возможности, желательно, чтобы расстояние было больше, для того чтобы создать иллюзию третьего измерения за счет надлежащего отделения от фона. Источники ключевого и заполняющего света должны располагаться в комбинации положений, указанных на рис. 1 и 2.

Источники света декорации/циклорамы должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить плавное освещение фона.

размещение источников света в телестудииУровни освещения различных источников света определяются требованиями сцены.

Соотношение уровней освещения различных источников в студии имеет важное значение для определения общего качества изображения. Как правило, если базовый и заполняющий источники света имеют мощность 50 кд, то ключевой свет должен обеспечивать 150 кд, а подсветка - 100 кд. Эти цифры являются всего лишь отправными точками в освещении телевизионной студии. Точные соотношения этих величин зависят от объекта съемки, используемой камеры и конечного эффекта, который должен получить режиссер по освещению. По мере добавления новых объектов и камер, требования к освещению возрастают. Каждому объекту съемки в этой ситуации требуется свой собственный ключевой свет, заполняющий свет и подсветка. Очень часто для каждого объекта требуется несколько источников ключевого света и подсветки. В зависимости от используемой камеры, таких источников может быть более двух источников. Описанный выше подход чаще всего называют “трехточечным освещением”.

В некоторых случаях, особенно при использовании нескольких камер, режиссер по освещению может использовать подход “четырехточечного” освещения, при котором четыре прожектора с линзами Френеля устанавливаются сверху, сбоку и позади объекта съемки, создавая квадрат с объектом съемки посередине. Это позволяет при любом ракурсе камеры запечатлеть объект съемки с соответствующей тональностью, заливкой и подсветкой. Кроме того, это дает режиссеру по освещению больше гибкости и позволяет объекту съемки иметь больше свободы передвижения в кадрах камеры.

Важным фактором при выборе освещения для телевизионной студии является первоначальное расположение оборудования в соответствии с конкретными требованиями производственной программы. Если такое предварительное планирование будет выполнено, то работа режиссера по освещению упростится, а конечный результат будет более эффективным.

Непрерывное развитие освещения телестудий

Очевидно, что этот материал в силу своей краткости может охватить лишь в самых общих чертах некоторые из самых основных принципов телевизионного освещения. Эти принципы основаны на технологии освещения при помощи ламп накаливания. Однако эти основные тезисы по-прежнему применимы при использовании новейших флуоресцентных и светодиодных источников, которые в настоящее время широко используются для освещения фото- и телестудий, кинофильмов и телевидения. Поскольку творчество и технологии телевизионного освещения продолжают свое стремительное развитие, мы можем ожидать дальнейшего роста телевидения как более артистичного средства коммуникации, развлечения и культуры.

Точно так же, как нет двух абсолютно одинаковых сценариев съемки, не существует единого правильного способа освещения сцены или места для выступлений. Каждая создаваемая система освещения уникальна по своему замыслу, масштабу и возможностям. Для приобретения систем студийного света свяжитесь с Отделом Продаж компании АВ ПРОМ по телефону +7 495 212-0830 или по электронной почте info@av-prom.ru.

оборудование для освещения телестудий